Антуан Луи Бари
(1796–1875)
Французский скульптор-анималист периода романтизма, мастер станковой и монументальной пластики.
Творческая судьба Бари сложилась счастливо. Это не значит, что он был как-то особенно прославлен или богат. Просто ему удалось рано определить свой собственный путь в искусстве и уверенно следовать ему всю жизнь.
Антуан Луи Бари родился в 24 сентября 1796 года в семье парижского ювелира. В четырнадцать лет его отдали обучаться в мастерскую гравирования по металлу. Здесь он приобрёл необходимые технические навыки и в совершенстве овладел тонкой обработкой материала. Именно эта черта творчества скульптора составляет одну из привлекательных сторон его манеры.
В 1818 году Бари приняли в Школу изящных искусств. Ещё через два года начинающий художник получил Римскую премию — высшую награду окончившим школу. Именно в этот период постепенно сформировался интерес Бари к анималистике: много времени он проводил в зоологическом саду Парижа, делая карандашные зарисовки животных, а затем на их основе создавал скульптурные произведения.
Большая часть творчества Бари посвящена изображению животных. Его «герои» — вольные жители пустыни, царственные звери, мощные и беспредельно свободные. Бари интересуют не столько повадки диких зверей, которых он знал до тонкости. Его в первую очередь привлекает дух вольности, который воплощён в их мощных и грациозных движениях.
Уже первая вещь, выставленная в парижском Салоне, — «Тигр, терзающий крокодила» (1831) принесла ему успех. Эта скульптура и следующая за ней «Лев и змея» (1832) открыли новое направление во французской пластике. Своей страстной энергией выражения и захватывающей верностью натуре эти вещи знаменуют резкий разрыв с господствующим академическим направлением.
Его поборники обрушились с критикой на скульптора. В защиту художника выступил известный писатель Альфред Мюссе: «Бронзовый лев Бари страшен как сама природа. Какая сила и какая правдивость!» Однако противники художника добились недопущения его работы в Салон 1837 года, после чего он двенадцать лет не участвовал в выставках.
Художник перестаёт выставляться и устраивает собственную мастерскую, в которой принимает заказы на различные бронзовые изделия. Именно в это время он делает множество небольших скульптур — «Лев, нападающий на лошадь», «Мёртвая газель», «Пантера, терзающая зайца» и другие, в которых в равной степени привлекают смелость замысла и тонкость обработки деталей. Анималистические скульптуры Бари довольно быстро снискали ему славу. Министр внутренних дел Франции приобрел у него гипсовую монументальную композицию, известную ныне как «Лев, убивающий змею» (1833). К другим крупным заказам, над которыми работал Бари, относятся декоративное оформление Июльской колонны на площади Бастилии и фигура св. Клотильды для церкви Мадлен (начало 1840-х).
Произведения малых форм Бари приобретали для своих коллекций члены королевской семьи, к примеру, в 1834 году герцог Орлеанский заказал мастеру серию surtout de table (настольных декоративных скульптур) с изображением сцен охоты в разных странах и разных эпохах. После смерти герцога, бывшего покровителем художника, Бари стал зарабатывать на жизнь изготовлением целых серий бронзовых скульптур небольшого формата, продавая их поначалу через известные литейные мастерские, а потом, когда его произведения стали пользоваться большой популярностью как в Европе, так и в США, и самостоятельно. Однако в 1848 году вследствие революционных событий и финансового кризиса скульптор был объявлен банкротом, для выплаты долгов его гипсовые модели и права на создание новых бронзовых отливок по ним были проданы нескольким литейным мастерским (Барбедьен, Мартин и др.). Выполненные этими фирмами отливки уже не отличались тем превосходным качеством, которое было свойственно работам самого Бари, не считавшего возможным продать ни одной своей бронзовой скульптуры, если, с его точки зрения, она не была доведена до совершенства. За выдающееся техническое мастерство скульптор получил большую золотую медаль Всемирной выставки в Париже 1855 года, одновременно с этим ему была вручена награда в области изящных искусств за скульптуру «Ягуар, нападающий на зайца». В 1863 году мастер стал основателем и президентом комиссии Центрального союза искусств, связанных с промышленностью.
С 1848 года Бари являлся директором мастерской гипсовых отливок в Лувре и курировал музейную галерею гипсовых слепков. В 1850 году он начал преподавать рисунок в аграрной школе в Версале, а с 1854-го и вплоть до своей смерти был профессором рисунка в Музее естественной истории (кстати, там у него некоторое время учился молодой Огюст Роден).
В поздние годы Бари был оценен и как мастер монументальных форм. Он получал правительственные заказы, в том числе на создание декоративных масок для моста Понт-Неф в Париже, четырех аллегорических групп (Сила, Порядок, Мир и Война) для фасада Лувра, рельефа, изображающего Наполеона I, которого коронуют аллегорические фигуры История и Искусство, а также рельефа с изображением Наполеона III на коне в образе римского императора (1861). Бари также получал заказы на создание конного памятника Наполеону I в корсиканском Аяччо (1865) и статуи Наполеона I для Гренобля в 1862 году (от исполнения этого заказа мастер в итоге отказался). В 1869 году скульптор изваял каменных львов и тигров для ворот дворца Лоншан в Марселе. Это были последние работы мастера.
Умер Бари 25 июня 1875 года.