Деметер Чипарус (
Dumitru Chiparus 1886 - 1947) — румынский скульптор эпохи Арт-Деко, учился и работал в Париже.
Родился в Румынии в 1886. В возрасте 23 лет отправился в Италию, где 3 года учился у скульптора Раффаелло Романелли. В 1912 году Чипарус эмигрировал в Париж, где посещал занятия Парижской Академии Изящных искусств. Чипарус начинал с небольших скульптур реалистического характера, первый показ которых состоялся в 1914 г. на Парижском салоне. Первые серии скульптур мастера, запущенные в производство, представляют собой изображения детей.
С 1920-х гг. сложился зрелый стиль Чипаруса, отличавшийся высоким декоративным эффектом Отныне творчество мастера было посвящено преимущественно изображению танцовщиц и прекрасных женщин своего времени.
В период нацистских гонений и второй мировой войны работы Чипаруса почти перестали приобретаться литейными мастерскими. Экономическая ситуация не благоприятствовала развитию декоративного искусства, материальное положение многих скульпторов ухудшилось. С начала 1940-х гг. Чипарус не продал почти ни одной своей модели, но продолжал работать для себя, выполняя анималистические скульптуры в манере Art Deco. В 1942 году на Парижском салоне были выставлены его скульптуры «Полярный медведь» и «Американский бизон» из гипса, а в 1943 году им были показаны скульптуры полярного медведя из мрамора и пеликана из гипса. Мастер умер в 1947 году.
Скульптуры Чипаруса являются классическим проявлением стиля Art Deco. Традиционно выделяется три фактора воздействия на творчество мастера: «Русский балет Дягилева», искусство Египта и в меньшей степени авангардное искусство. Некоторые скульптуры Чипаруса были напрямую вдохновлены танцовщиками русской труппы — так, например, лица фигур скульптурной группы «Персидский танец» имеют портретные черты Вацлава Нежинского и Иды рубинштейн, а костюм скульптуры «Морская звезда» в точности повторяет эскиз костюма Золотой Рыбки Л. Анненского для балета «Подводное царство» на музыку Римского-Корсакова. Нередко Чипарус создавал свои скульптуры по фотографиям парижских танцовщиц — так, фигура «Танцовщица с обручем» является почти точным повторением известной в то время фотографии из альбома «Парижский мюзик-холл».
Искусство Древнего Египта и Востока вошло в парижскую моду после открытия могилы Тутанхамона в 1922 году и также отразилось в творчестве Чипаруса.
Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920—1930-х гг. Опираясь на старейшую парижскую традицию высококачественного декоративного искусства, они совместили в себе элегантность и роскошь, воплотили сущность своего времени.
Художественный интерес к работам Чипаруса появился в 1970-е годы, а с 1990-х гг. он только возрастает.