Василий Яковлевич Грачев родился в 1831 году в семье простых крестьян, но за свою 74-летнюю жизнь сумел войти в число самых известных скульпторов России. В 19-м веке Грачев считался одним из лучших скульпторов малой пластики. В настоящее время его работы представляют большой интерес для коллекционеров.
Творческая деятельность В.Я. Грачева началась с того, что в детском возрасте его отдали на обучение к специалисту по чеканке В. Андрееву. Учеба проходила в Санкт-Петербурге и продолжалась шесть лет. Позже Грачев поступил к мастерам по серебру, в числе которых был И.С. Сазиков. Однако в процессе обработки металлов Грачев заинтересовался скульптурой и решил учиться этому ремеслу самостоятельно.
Свои модели скульптор создавал из воска для таких известных фигур, как К.Ф. Верфель или И.П. Хлебников. Он также работал чеканщиком на ювелирных фабриках П.А. Овчинникова, И.С. Сазикова, В.И. Сафронова и ряда других известных в стране фабрикантов. Именно под клеймами этих фабрик и выпускалась большая часть работ Грачева, отлитых в бронзовые или серебряные скульптуры.
В возрасте 54-х лет Грачев сумел достаточно встать на ноги и прославиться, чтобы открыть собственную мастерскую. В разные годы он неоднократно представлял свои работы на различных выставках и возвращался оттуда с заслуженными наградами.
В.Я. Грачев любил создавать скульптурные композиции, посвященные популярной в то время военной тематике или сюжетам с присутствием лошадей. При воспроизведении людей и животных скульптор уделял огромное внимание деталям, тщательно обрабатывал каждую поверхность, поэтому его скульптуры отличаются большой выразительностью и реалистичностью сюжета.
Существует версия, что известный скульптор Лансере заключил с Грачевым негласное соглашение о том, что последний будет интерпретировать его работы на свой лад. Этим объясняется значительное сходство ряда их композиций. Интересно, что Грачев не просто копировал работы Лансере, а мог перенести их в новую временную линию.
Помимо военной в конце 19 века также была довольно распространенной охотничья тематика, в которой зачастую кроме самого охотника и его коня изображали охотничьих псов. Так, в 1870-х годах Грачев создает композиции «Возвращение с охоты» и «Охотник и корова».