Каслинское литье, коллекционное значение, история
Каслинское литье – один из видов исконно русского промысла. Удивительные по фактуре чугунные художественные предметы являются объектом охоты коллекционеров и антикваров. Появлению легендарного искусства поспособствовало удачное расположение основных литейных мощностей – в районе г. Касли Челябинской области.
Мастера-литейщики за производством каслинского литья
Начало пути
История каслинского литья начинается с 1747 г., с появления на Южном Урале первого чугуноплавильного железоделательного заводского предприятия. Основателем завода стал купец из Тулы Яков Коробков. Прозорливый фабрикант с умом выбрал место для промышленности – Челябинская область отличалась богатейшими запасами чугуна, древесины и первосортного формовочного песка, используемого в производстве.
Большой вклад в развитие антикварного промысла приложил следующий собственник предприятия – удачливый купец I гильдии Лев Расторгуев. Под его руководством каслинское литье получило всемирную известность. Владелец и его приемники в целях расширения технологий привлекали на работу талантливых скульптороведов, архитекторов, чеканщиков и художников.
Промышленник и меценат Лев Расторгуев, внесший большой вклад в развитие каслинского литья
Отдельно стоит выделить выпускников Санкт-Петербургской академической школы искусств: скульптора Николая Романовича Баха и медальера Михаила Денисовича Канаева. Усилиями этих гениальных мастеров впоследствии при заводе была создана художественная школа, где и сейчас поддерживается антикварный дух ремесла и происходит обучение современных профессионалов.
Период расцвета каслинского литья
Время процветания каслинского литья пришлось на долю чугунного производства в 1861-1890 г.г. Произведения мастеров успешно участвовали как в зарубежных (Лондон, Милан, Париж, Вена), так и в отечественных (Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург) конкурсах. Итогом стало получение первого Гран-при – высшего ордена Вольного Экономического сообщества промышленников.
Для каслинского литья большое значение имела мировая французская выставка, прошедшая в Париже 1900 года. Специально для нее ведущие мастера-литейщики создали ажурный павильон в модном византийском стиле. Разработчиком проекта явился российский архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен. Главным предметом дворца стала скульптура, символизирующая Россию – работа талантливого скульптора Николая Акимовича Лаверецкого.
Русский скульптор Лаверецкий Н.А., автор многих работ каслинского литья
Чугунный ажурный дворец получил наивысшую награду конкурса – Гран-при и был впоследствии признан ЮНЕСКО мировым шедевром.
В период расцвета антикварное каслинское литье отмечалось наивысшими и престижными знаками отличия:
- 1860: золото (конкурс Экономического сообщества вольных литейщиков), Москва;
- 1862: серебро (Мануфактурный вернисаж), Петербург;
- 1868: серебро (Всеевропейский французский паноптикум), Париж;
- 1871: золото (Общероссийский конкурс мануфактуры), Санкт-Петербург;
- 1873: золото (Всемирный вернисаж), Австрия, Вена;
- 1877: бронза (Мировой конкурс литейщиков в США), Филадельфия;
- 1883: серебро (общероссийский вернисаж промышленников), Москва;
- 1889: серебро (научно-промысловый Сибирско-Уральский вернисаж), Екатеринбург;
- 1890: почетный золотой диплом (Мировой фестиваль в Дании), Копенгаген;
- 1897: золото (Российский художественно-промышленный конкурс), Нижний Новгород;
- 1898: золото (Общенародный вернисаж в Швеции), Стокгольм;
- 1901: Гран-при и золотая награда (Мировая выставка-вернисаж промышленников во Франции), Париж;
- 1907: золото (Художественный фестиваль в Италии), Милан;
- 1915: почетный диплом (Балтийская промысловая выставка в Швеции), Мальма.
Время перемен
К сожалению, для Российской Империи наступили мрачные военные времена (Первая Мировая и Гражданская) и Октябрьского революционного переворота. Потрясения в экономике и финансовом положении пагубно сказались на развитии литейного промысла, старинное мастерство стало исчезать. А Вторая Мировая война практически полностью разрушила знаменитое каслинское литье.
Восстановление мастерства
Каслинским мастерам после всех потрясений пришлось буквально по крупицам, восстанавливать практически забытое мастерство и заново собирать утраченную коллекцию, куда входил легендарный антиквариат каслинского литья. Работы по восстановлению начались только в 1957 г. Возглавил процесс советский скульптор, сын знаменитого литейщика Семен Михайлович Гилев.
Старинный промысел был успешно реанимирован. Работы по восстановлению заняли долгих 9 месяцев. А в начале мая 1958 г. в Екатеринбурге уже состоялось первое открытие нового павильона. Это был символ победы, каслинское литье и антикварное старинное искусство смогло возродиться вновь.
Развитие искусства в советское время
Мастера, работающие на каслинском производстве во времена Союза, расширяли сюжетные линии предметов. В советское время массовое увлечение физкультурой способствовало появлению новой темы для художественных произведений. Спортивной тематике была посвящена новая коллекция каслинского литья от скульптора В.А. Говорухина.
Не меньшим спросом пользовалось каслинское литье, посвященное русскому балету. Созданная в начале 40-ых годов отливка ленинградского архитектора Е.А. Янсон-Манизер о балете продолжительное время успешно тиражировалась в произведениях мастеров из Каслино. Эти предметы пользовались большим спросом у покупателей, уставших от официальных изображений советских лидеров. Успех у граждан СССР имели и коллекции каслинского литья, созданные по мотивам обычной, бытовой жизни человека из Союза.
Характерные черты каслинского литья
Эксперты, анализируя каслинское литье, выделяют следующие отличительные его признаки:
- Строгость линий в силуэте.
- Графическая четкость плоскостей.
- Скульптурная точность отдельных штрихов.
- Удивительная игра бликов на изломах отдельных деталей.
- Доскональные очертания даже мельчайших элементов изделия.
Старинное каслинское литье несет большой интерес для опытных антикваров и коллекционеров. Уникальным становится факт, что ценное в коллекционировании и антиквариате старинное каслинское литье выполнено не из драгоценных металлов, а из обыкновенного ковкого чугуна. Из-за высокой цены каслинский антиквариат часто пытаются подделывать. Но такое мошенничество оканчивается крахом – подражатели, не владея старинной техникой, не могут приблизить фальшивку даже отдаленно к оригиналу.
Россиянам стоит знать и помнить традиции своих предков. И поддерживать развитие промысловых ремесел. Настоящее каслинское литье, цена за антикварные предметы, по оценкам специалистов, может доходить до 1 500 000 рублей, является объектом повышенного спроса у коллекционеров и антикваров. Эти старинные образцы пользуются большой популярностью среди ценителей: все они оригинальны, несут в себе специфический дух старого времени и обладают неповторимой технологией.