Пьер Жюль Мэн (1810-1879) - французский скульптор, основоположник анималистического литья. Родился в Париже в 1810 году в семье мастера-литейщика. Отец сам обучил мальчика методам обработки металлов, и юный Мэн начал создавать маленькие скульптуры.
Семья Мене не бедствовала – разбогатевшие на заграничных военных походах офицеры охотно заказывали для себя различные скульптуры. Поэтому молодой Пьер-Жюль с детства обучался всем тонкостям художественного литья. Часть этой науки ему преподал отец, кое-чему он научился у знаменитых мастеров Рене Компари и Антуана-Луи Бэри.
Любовь к животному миру проявилась у мальчика еще в детстве – он сутками пропадал в зоопарке, наблюдая за повадками различных животных и делая небольшие эскизы. Вскоре эскизы с бумаги стали перекочевывать в фарфор, а затем – в бронзу.
В 27 лет уже сравнительно известный в узких кругах, Мене покупает свою собственную литейную мастерскую. При этом все средства, которые он вложил в покупку, были им заработаны от продажи собственных скульптур.
Уже в 1838 году, спустя год после приобретения мастерской, Мене выставил свою работу под названием «Собака, нападающая на лису» на Парижском Салоне. До самой смерти Мэн ежегодно участвовал в Парижском Салоне со своими работами, которые не раз были удостоены высоких наград и отмечены премиями. Мэн был постоянным участником Всемирных выставок в Лондоне, где был удостоен ордена Почётного легиона. Мэн был чрезвычайно популярен как в Англии, так и во Франции. Он был удостоен многих наград: медаль 2-го места в 1848 году, медаль 1-го места в 1852 и 1861 годах, и медаль 3-го места в 1855 году. В 1861 году он получил Крест Легиона Чести. Английская пресса хвалила его «за совершенство в моделировании животных, в правильности отображения и красоты его представлений».
Мэн работал в основном с домашними животными. Его работы — «Собака, нападающая на лису», «Лошадь с нападающим волком» — признаны эталоном в анималистике. А качество его работ в обработке металлов сделали его авторитетом литейного производства. Его мастерские были всегда заполнены заказами. Мэн выпускал свои каталоги, в которых были представлены более 150 предметов. Скульптуры Мэна имели большой успех у парижской аристократии, их приобретали для оформления интерьера и для частных коллекций.
Скульптура Пьера-Жюля Мене; Материал: чугун, голландская сажа; Изготовитель: Мен П.-Ж., Каслинскоелитьё. Период: 1982 год
К концу жизни Мэн передал бразды правления литейными мастерскими своему зятю, также впоследствии известному скульптору-анималисту, Огюсту Николя Каэну, который в течение двенадцати лет продолжал выпуск изделий с безупречным качеством.
В 1894 году, после смерти Каэна, последний из литейных заводов Мэна был закрыт, а остаток моделей продан литейному заводу Susse Frères, который продолжал отливать работы Мэна с печатью литейного завода, «впечатывая» в них технологии двадцатого века. Работы Мэна тиражировались в бронзе, серебре, шпиатре, чугуне, терракоте. По его моделям и образцам работали многие мастерские не только во Франции, но и в Германии.
Сегодня работы Мэна встречаются во всем мире, включая такие музеи, как Лувр, Метрополитен-музей.